|
Летопись края - город Истра, монастырь Новый Иерусалим и окрестности:
Истринский край от племен с древнего Дуная до сегодняшних дней. Странички истории, жизнеописания и просто заметки знаменитых и простых людей. История имеет свойство повторяться, поэтому это своеобразная машина времени не только назад, но и вперед.
Летопись края: село Сафатово - Воскресенск - город Истра:
Город Истра и Воскресенск. История от XVI века до сегодняшних дней.
Город Истра получил нынешнее название в советское время, а раньше именовался Воскресенском. Его появление и становление, как и Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, тесно связано с именем патриарха Никона.
Заштатный город Воскресенск Звенигородского уезда Московской губернии, при р. Истре, располагался на большой дороге из Москвы в Волоколамск. Земля, на которой позднее возник г. Воскресенск, в XVI в. значилась «пустошью Котельникова на реке Истре Московского уезда, Сурожского стана». В 1584 г. пустошь Котельникова, в более детальном описании, состоявшая при д. Макрушине, на речке Песочне того же стана, находилась в поместье «за Семёном Андреевичем Черкасским, что преж того было в поместьи за князем Иваном Келмамаевым; а в 1624 г. за Романом Федоровым Бобарыкиным, по Государевой грамоте»; при последнем владельце д. Макрушина была также пустошью.
Каким я помню Воскресенск (Воспоминания старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец о Воскресенске)
Я родилась в 1914 г. в Воскресенске в семье ремесленника. Мой отец - Иванов Иван Павлович и мать (девичья фамилия Бутылина) были портными. Моя мама была дочерью поляка, по профессии повара, которого взяла на работу помещица Анна Сергеевна Цурикова. В девичестве мама была отдана на работу в Москву, к некой француженке. Но в Москве мама проработала недолго - А.С. Цурикова "отыграла" ее и вернула к себе в поместье. Здесь Анна Сергеевна выдала маму замуж за Ивана Павловича (родом из Рязани), щедро наградив приданным - голландским полотном, постельным бельем. У меня было 3 сестры и брат.
Милый город над Истрой - рекой
Военное лихолетье смело наш город с лица земли, оставив несколько коробок от кирпичных зданий да печные трубы. Долго и трудно возрождался город, пока не стал таким, каким мы видим его сегодня. Лучше он стал или хуже - речь не о том. Главное - он стал другим.
Летопись края: Монастырь Новый Иерусалим
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва — Третий Рим", монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Последний монах Нового Иерусалима
Архимандрит Иосиф (в миру Иван Яковлевич Софронов) родился в 1900 г. в крестьянской семье. Хотя отец его стал военным и дослужился до звания старшего офицера (отцовский полк одно время был расквартирован в Московском Кремле, там же проживало и все семейство). Родной дядя маленького Ивана был епископом в заштате и проживал на покое в Ново-Иерусалимском монастыре. Как-то вся семья приехала погостить в монастырь, и Ивану так понравилась служба, монастырское пение, что он убежал и спрятался. Долго его разыскивали, а потом владыка сказал: «Оставьте, он поживет здесь, скоро заскучает, тогда и заберете”. Но даже через две недели Иван категорически отказался возвращаться обратно. Ваня учился пению в монастырском хоре, а также проявил недюжинный талант в золотошвейном деле. Перед самой войной он посетил Рим, где участвовал в конкурсе церковных хоров. Хор, который приехал из России, выиграл конкурс, и все его участники были награждены поездкой в Святую Землю.
Богословие земли русской. Размышление у стен Нового Иерусалима
Представление о Русской земле как образе "обетованной земли" Царства Небесного, "Иерусалима Нового" (Откр.21:1-2), развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест - самая поразительная и захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси X-XVII веков.
Тайны кладов и ходов музея Нового Иерусалима
Всем известная обитель и музейный комплекс Новый Иерусалим был построен в XVI веке, на насыпном холме, патриархом Никоном. До сих пор это древнее сооружение свято хранит многие тайны. Одна из них - подземные ходы. Самый известный из них ведет изо рва подземной церкви Константина и Елены за пределы крепостных стен и выходит внизу около домика реставраторов. Однако не все знают, что недалеко от выхода, есть еще один затопленный водою туннель.
Основатель Нового Иерусалима
Августовский закат пламенел над Волгой. Теплый ветерок приносил терпкие запахи трав с прибрежных лугов, шаловливо морщинил шелковую гладь воды. Небольшой струг неторопливо спускался вниз по течению. Никто не подгонял гребцов, и они, еле шевеля веслами, только сохраняли направление движения. На корме, под навесом из простых тканей, располагался полулежа рослый изможденный старик с большой седой бородой, одетый в дорожную таусинную рясу. Жизнь оставляла его. В полную силу светились только оставшиеся острыми невыцветшие голубые глаза. Временами старик устремлял взгляд на проплывавшие мимо берега, будто искал там для себя что-то весьма необходимо…
Гефсиманский сад с видом на многоэтажки
"Мы позавтракали около шести, чтобы поспеть на утренний поезд до монастыря Нового Иерусалима. Железнодорожная часть поездки длилась примерно до десяти часов. Затем мы наняли "tarantas" и в нем тряслись более четырнадцати миль по самой ужасной дороге, какую я когда-либо видел. Даже с тремя лошадьми нам понадобилось почти три часа, чтобы преодолеть это расстояние". Так в 1867 году писал педантичный профессор математики Чарльз Латуидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, для которого поездка в Россию стала единственным заграничным путешествием.
Икона Небесного града
Можно сесть в Москве на электричку и примерно через час выйти в Новом Иерусалиме. Это событие невозможно вместить, но это так. Ставропигиальный Воскресенский монастырь Нового Иерусалима основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном. Двадцать минут ходьбы - и неожиданно слева на холме за деревьями над высокой крепостной стеной открывается величественный храм с множеством куполов. Через арку под Входоиерусалимской церковью попадаем на монастырскую территорию. Воскресенский собор со многими приделами, куполами с крестами уходит прямо в небо. Душу охватывает почти физическое чувство космичности этого места. Весь монастырь - обращение к Небу, непрестанное, радостное славословие Бога, и поэтому вбирающий в себя, отображающий в себе Божественную любовь, ее мощь, грандиозность и теплоту одновременно. Словами это не выразить.
Новый Иерусалим. Записки ученого.
Оставленная пустынь предо мной Белеется вечернею порой. Последний луч на ней еще горит, Но колокол растреснувший молчит. Его (бывало) заунывный глас Звал братий к всенощне в сей мирный час. Зеленый мох, растущий над окном, Заржавленные ставни — и кругом Высокая полынь — все, все без слов Нам говорит о таинстве гробов. М.Ю. Лермонтов
Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом?
На Священном Соборе 1666 г. среди обвинений, предъявленных патриарху Никону, прозвучало и то, что он самовольно присвоил Воскресенскому монастырю на Истре имя "Новый Иерусалим". Подробности наречения имени Ново-Иерусалимскому монастырю известны нам из сочинений людей, близко знавших патриарха Никона и бывших его духовными учениками — Иоанна Шушерина и архимандрита Ново-Иерусалимского монастыря Никанора, которые называют иного автора этого названия — царя Алексея Михайловича. Эта версия осталась практически незамеченной в литературе, посвященной патриарху Никону и истории Ново-Иерусалимского монастыря. Более того, вопрос о том, когда эта обитель получила это имя решался на основе биографии патриарха Никона, написанной Иоанном Шушериным.
Мельница - история противостояния в Русской Палестине
Она – самая высокая в России. Их остались единицы. По одной-две в Суздале, в Кенозере, в Малых Карелах. Но такой, высотой с шестиэтажный дом, не сыскать уже нигде. Мельница – вершина инженерной мысли. Однако, 19 век не щадил собственных находок. И какой-то дурацкий паровой двигатель вытеснил гораздо более совершенную энергию ветра. Точной датировки нет, известно лишь, что простояла мельница в деревне Кочемлево Кашинского уезда Тверской губернии «изрядно». И работала до последнего. Еще в шестидесятые годы ее каменные жернова мололи зерно для колхоза «Рассвет».
Подземные сооружения Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря
В июне 1977 года по инициативе Группы Краеведов-Спелеологов (ГКС, г. Москва) под руководством Прокофьева И.Ю. было произведено обследование монастырских построек. Цель работы заключалась в выявлении и фиксации подземных сооружений, ранее неизвестных реставраторам. Официальный отчет не составлялся, и результаты работ долго оставались неизвестными. В 2000 году автор обнаружил в архиве Прокофьева полевые дневники и топожурналы проведенных исследований. Часть материалов была не обработана, а часть, к сожалению, утеряна. В связи с этим в августе 2001 года состоялся рекогносцировочный выезд исследовательской группы РОСИ (Сохин М., Парфенов А., Панина А.) с целью восполнить образовавшиеся пробелы. В результате поездки были собраны необходимые данные, а также обнаружены два подземных сооружения, неизвестных ранее, и выполнена фотофиксация объектов. Первоначально статья задумывалась как обобщение результатов исследований ГКС, но, в связи с новыми неожиданными открытиями, автор вынужден включить в нее и данные 2001 года.
Новый Иерусалим
Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого – великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей. Обитель прекрасна в погожий день, когда в куполе главного Воскресенского храма горит неземным огнем подмосковное солнце. В отраженном свечении оно ярче. Не образ ли Вечного Солнца Правды, незаходящими лучами освещающего Иерусалим Небесный? Здесь все проникнуто вечным смыслом и все особенно, неслучайно. Мы подходим к восточным воротам, через которые Христос въезжал в Иерусалим, теплым апрельским вечером, сгущались сумерки. Напротив южной стены монастыря, вдалеке, полыхало зарево пожара, слышались тяжелые удары, вспоминалась Палестина, осажденная израильскими танками Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожары ближневосточных войн. За триста пятьдесят лет, будто мгновение вечности пронесшихся над Новым Иерусалимом, Россия вряд ли стала ближе ко Христу. Тогда, в середине XVII столетия, самобытная Православная цивилизация столкнулась с почти непреодолимыми препятствиями на своем уже довольно долгом историческом пути. Единственный наследник Православных Византийских Императоров Царь Алексей Михайлович Тишайший осознал себя державным Покровителем и защитником всех Православных христиан. В царских дворцах строились планы покорения Константинополя и Иерусалима, освобождение от иноверцев Византии и Святой земли.
Изображение креста с предстоящими св. царем Константином, св. царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и Патриархом Никоном
Изображение сие, писанное на холсте масляными красками, находится в алтаре над жертвенником Распятской церкви при теремах Кремлевского дворца; оно высотой 1 аршин и 11 вершков, а шириной 1 аршин, 3 1/2 вершка. Оно представляет подобие или образец семиконечного креста, устроенного для Крестного монастыря Никоном Патриархом в 1656 г. и украшенного серебром и золотом. В этом кресте помещено до 300 частиц от св. мощей и святынь с летописями и вырезными изображениями. В 1657 г. святыня сия отправлена была из Москвы в Крестный монастырь, основанный Никоном на острове Кие в память спасения иерарха сего от бури на Белом море.
Священномученик Тихон - 1907 год, настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Образование он получил в Новгородской Духовной семинарии, а в 1881 г. поступил в С.- Петербургскую Духовную Академию. В 1884 г. он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. 6 декабря 1888 г. ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 г. игумен Тихон становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.
Настоятели Нижегородского Вознесенского Печерского и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастырей архимандриты Иероним (Поняцкий) и Гедеон (Ильин)
В силу сложившихся исторических обстоятельств ряд архимандритов одного из древнейших монастырей Нижегородской епархии, Вознесенской Печерской мужской обители, основанной в 1330 году Святым Дионисием, архиепископом Суздальским, несли свое послушание в Ставропигиальном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном уроженцем земли Нижегородской — Святейшим Патриархом Никоном.
Летопись края: Аносин-Борисоглебский женский монастырь
История Аносино-Борисоглебского монастыря
Деревня Аносино находится в 20 минутах езды (на велосипеде) от Павловской слободы. История у нее тоже очень интересная. Даже в застойные времена люди знали, что здесь когда-то был монастырь. Оставались только стены и часть надвратной церкви.
Аносин-Борисоглебский монастырь создан в 1820г. на основе женской общины при местной церкви. Организован по инициативе княжны Евдокии Николаевны Мещерской, родной тетки Федора Тютчева, в память о своем муже. Сначала монастырь существовал в виде богадельни, которая вскоре стала общиной, а в 1823 году была возведена в монастырь. Княгиня Евдокия постриженная в иночество с именем Евгении, была первой игуменией монастыря.
Обитель во имя святых братьев
БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ Борис и Глеб (во святом Крещении Роман и Давид), день памяти которых празднуется 15 мая, – сыновья святого равноапостольного князя Владимира, первые русские мученики-страстотерпцы. Братья с детства отличались благочестием, за доброту и мягкость нрава были особо любимы отцом. Однако после смерти князя Владимира они коварно убиты сводным братом
Святополком Окаянным, желавшим устранить претендентов на Киевский престол.
2 мая (ст. ст.) мощи братьев были перенесены в церковь во имя святителя Василия Великого, у их гробницы совершались многие чудеса. Русская Церковь издревле почитает благоверных Бориса и Глеба, которые постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле, особенно в годы тяжелых испытаний. Летописи полны сказаний о различных благодатных проявлениях, засвидетельствованных около их гробницы, и об одержанных с их помощью победах.
Игумения Евгения - основательница Борисо-Глебо-Аносина общежительного девичья монастыря
Сколько обителей, поруганных и разрушенных в пору лихолетья, открылось в последнее время в России! Сколько возлюбивших монашеское житие душ нашли в них свое призвание! Быть может, именно в иноческом служении более всего выражается идеал христианской святости — свидетельства миру о Любви и Истине.
|
|
|
|